«Я никому ничего не должен!» – часто слышим мы от знакомых и незнакомых людей. С той же интенсивностью порой звучит среди нас и другая фраза: «Вы мне за это ответите!» Состыковка двух смыслов показывает интересную антиномию – современный человек ни за что не хочет отвечать, но любит требовать ответственности от других.
Светская этика, кажется, понимает эту проблему и говорит о ней. В школе, в университете над нами постоянно жужжат: ты должен быть ответственным! Однако пропаганда правильных смыслов почему-то оказывается неэффективной. Халтура процветает, и наше общество в нравственном отношении приобретает характеристики «ООО».
В чём же причина? Дело в том, что в сознании человека рано или поздно начинает звучать голос: «А перед кем я должен отвечать? Перед обществом? А что оно мне дает? И в каком состоянии оно само пребывает? Как говорится, «а судьи кто?». Не-ет, братцы, не дурите меня. Отвечать я буду только перед своими желудком и кошельком, перед своими собственными желаниями. Так делают все, и на этом стоит мир».
—
Как прекрасно было бы школьным и университетским преподавателям предупреждать подобную мысль, отвечать на неё. И лучшие из них делают это. Правда, учитель сможет парировать сей вопль эгоизма только в двух случаях. Первый: если он сам не живет так. И второй: если педагог имеет христианское мировоззрение. В таком случае он ответит очень быстро, особо не задумываясь, и ответ, скорее всего, будет следующим.
«Таков взгляд на мир глазами индивидуалиста, но не личности, – скажет преподаватель. – По мысли замечательного богослова В.Н. Лосского, индивидуальность направлена сама в себя, атомизирует человеческое бытие; она сводит человека к его природе со всеми её инстинктами и желаниями. Индивидуалист говорит: вот я, «такой красивый с бородой». Вот мои чувства и мысли, для меня это центр вселенной. Я ни-ко-му ни-че-го не дол-жен.
Личность же направлена не в себя, но из себя. Она тянется к Богу и к человеку, живет и развивается в общении и служении. И именно из идеи служения Богу и человеку вырастает то понимание ответственности, которое превращает надоевшую многим абстрактную идею в саму жизнь, наполняет красивую форму содержанием. Жизнь эта называется христианством. Хочешь стать настоящей личностью, серьёзным и ответственным человеком? Стань христианином!»
Так, может быть, ответил бы наш преподаватель. И если его слова оставят след в душе ученика, тот впоследствии сам возьмёт в руки православную литературу или побеседует со священником и узнает о христианской ответственности ещё больше.
—
Например, он поймёт, что Иисус Христос освятил понятие ответственности личным примером. Богочеловек взял на Себя ответственность за грехи мира, пострадал за нас, отдал вместо нас наши долги. И ученикам Своим Он завещает ответственность за жизнь планеты. «Вы соль земли» (Мф. 5, 13) – говорит нам Христос.
«Ответственность за жизнь планеты? – переспросит кто-то. – Как это?» Тут надо проговорить важную и принципиальную мысль. Она хорошо выражена в древнехристианском памятнике «Послание к Диогнету». «Что в теле душа, то в мире христиане... Душа заключена в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключённые в мире как бы в темнице, сами сохраняют мир», – говорит неизвестный автор древности1. По-другому можно сказать так: внутренняя основа общества есть его духовность, а вопрос духовности есть вопрос жизни Церкви. В каком состоянии Церковь, в таком и общество. А Церковь есть богочеловеческий организм, она двуприродна. Человеческая сторона Церкви прямо зависит от человека, ведь Церковь – это все мы. Отсюда следуют вполне практические выводы, прямо влияющие на нашу жизнь.
Например, я в воскресенье проспал Литургию. Из-за этого воскресная молитва Церкви нечто потеряла, ибо в ней недоставало моего голоса. Я должен был быть там, ведь в воскресный день Церковь обязательно прославляет Христово Воскресение, – но не пришёл. И вот представьте, что один крещёный человек не пришёл на службу, второй, третий, сто, тысяча не пришли... Из Церкви, Тела Христова, как бы вырываются целые куски. Молитва её слабеет, и это не может не отражаться на жизни мира, на духовном состоянии общества.
Ты слышишь о войнах, массовых беспорядках, голоде, государственных переворотах? Спроси себя: когда я был последний раз на Литургии? Такой взгляд будет христианским, и именно такая ответственность свойственна зрелой личности.
—
Понимаем ли мы до конца, что мы связаны тысячами невидимых нитей с миллионами людей? Что каждое наше слово и дело влияют на других. Надо сказать, эту меру ответственности вполне чувствовали и выражали крупнейшие христианские мыслители XIX и XX веков. «Все друг за друга в ответе», – писал Достоевский.2 «Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир», – говорил Бердяев3..
Христианская ответственность головокружительно высока, так как отвечать мы в конце концов будем не перед грешным социумом, а перед Христом. Каждый наш взгляд, каждое слово и мысль будут проверены и взвешены перед лицом Истины.
Как, неужели и за мысли мы будем держать ответ? Конечно, ведь мысль есть начало дела, и каждая наша мысль влияет на судьбу мира. Путь от зарождения преступной мысли до претворения её в жизнь гениально показал Достоевский в бессмертном романе «Преступление и наказание». Одна единственная идея, признанная истинной, стала причиной убийства человека. Скажете, смерть одного человека не решает судьбу мира? Ещё как решает. Меньше чем через полвека после написания этого пророческого романа разразилась одна из самых ужасных войн в истории человечества, и началась она из-за убийства одного человека, эрцгерцога Франца Фердинанда. Результат убийства: гибель более двадцати миллионов людей, пятьдесят миллионов калек, прекращение существования четырех империй.
Что такое, скажем, человеконенавистнические идеологии? Прежде всего это больная мысль, а потом уже потоки крови и концлагеря... Идея, внушённая миллионам, меняет судьбу мира. В тесном кабинете сидит какой-то очкарик и фиксирует свои мысли. Потом они оформляются в книжку, потом становятся программой партии, потом входят в законодательство. А потом людские массы начинают уничтожать друг друга.
Поэтому христианство говорит человеку: проверяй, оценивай свои помыслы, веди мысленную брань. Твоё мысленное падение или восстание прямо влияет на жизнь миллионов, понимаешь ты это или нет. Не знаем мы, по слову поэта, как наше слово отзовётся, но то же можно сказать и о наших мыслях. Как и когда они воплотятся? Мы в ответе перед всем миром за каждое движение ума. Безответственность твоего мышления может погубить многих, а тебя затащит на дно ада.
Мы будем отвечать за каждое своё дело, слово, помышление, за все написанное, проговоренное нами, и даже за сами свои убеждения. Не чувствующий этой ответственности, по сути, отказывается от свободы. Ведь ответственность и есть обратная сторона свободы. Отец Александр Мень так и определил однажды свободу: «ответственность человека перед Творцом».4 Свобода есть привилегия, а привилегии всегда добавляют ответственности. Бегущий ответственности бежит от свободы, его «свобода» превращается в рабство своим желаниям и страстям. А несвободный – уже не личность.
—
Впрочем, заинтересовавшийся и сам прочитает обо всем этом в православной литературе. И если он продолжит своё познание уже в Церкви, то в теме ответственности ему откроется нечто гораздо большее, добываемое только опытом. Он догадается, что надо меньше заявлять о своих правах, но больше думать об обязанностях. Поймёт, что «каждый из нас получает двухтысячелетнее христианство, и этим налагается на нас бремя мировой ответственности. На нас лежит ответственность мирового возраста христианства, а не личного нашего возраста».5 И ещё: возложив на себя ответственность за всё, он перестанет во всех бедах винить внешние силы. Он станет по-настоящему взрослым. Он прикоснётся к тайне Креста.
Но это уже будет зависеть от его решимости.
———
Литература: 1Послание к Диогнету, гл.6 2Мысль старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» 3 Бердяев Н.А. Философия свободы 4Протоиерей Александр Мень. Ответы на вопросы радиослушателей 5Бердяев Н.А. Смысл творчества