Помню про «не судите, да не судимы будете», но тут хочется вспомнить строчку песни из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра»: «Поговорим о деле, причём начистоту». Исходя из личного общения с очень дорогими мне воцерковлёнными людьми, рассуждаю о трёх главный проблемах православных.
Первая особенность – категорическое неприятие всего, что теоретически может расходиться с собственными взглядами или (не дай Бог) угрожать им. Открылась где-то церковь, вроде православная, но с другими порядками, нововведениями… Ужас-ужас! «Наверное, протестанты! А может, они какие-то странные, не те, опасные?» Это не говоря уже про то, что очевидно касается других конфессий и религий. Они обнимаются при встрече? Ну, так они же не православные! Не поют «Отче наш», а обращаются к Богу по наитию, не знают тексты молитв? Что с них возьмёшь, они же не православные! А если попадается кто-то, кто слегка отличается от большинства, но тоже считает себя православным, то накликает на себя высказывания типа: «Нет, православные себя так не ведут. Это не нормально, когда он служит Богу и пишет такие стихи, ходит в храм и играет в кино злодеев, молится и причащается и выступает не в тех ток-шоу».
Другая проблема – внутренняя незащищённость недавно воцерковлённого человека, которая вынуждает его становиться на позицию человека защищающегося. Это как с белорусами, которые решили перейти на постоянное использование родного языка. Сначала они общаются на нём дома и сталкиваются с непониманием родителей, которые (про себя, а потом и вслух) высказывают догадки о причинах такой «беларусизации»: а может, в БНФ затянули? Друзья сначала посмеиваются, а потом откровенно просят перейти на русский язык, потому что понятнее. А в транспорте, кафе, магазинах (особенно, если вы не в столице) переспрашивают, часто не слишком доброжелательно отпускают комментарии, шипят в след. Так же и с теми, кто недавно пришёл в церковь. Родители боятся, что чадо уйдёт в монастырь, заполнит дом иконами, заставит совесть терзаться неправильными поступками, будет жечь свечи и вести себя, как сектант. А самое страшное (тут вариант исключительно девчачий) будет ходить в длиннющих юбках и платках. Катастрофа! И бедные верующие не в силах противостоять такому натиску на каждый даже доброжелательный вопрос друзей о религии начинают огрызаться, убеждать тех, что нерегулярное посещение церкви – доказательство отсутствия веры. Не успели прочитать вечерние молитвы – пиши пропало – вера у вас ненастоящая. И правда, при таких условиях хочется уйти в монастырь, где, по крайней мере, тебя поймут и научат, и поддержат. А сил успокоить родственников и друзей зачастую уже не остаётся. И приходится жить, озираясь на окружающих.
Пункт три. Часто используемая фраза: «Как Бог даст». Он то, конечно, поможет, поддержит, наставит. Но не надо относиться к нему, как трёхлетний ребёнок к собственным родителям. Знаете анекдот? Приходит мужик в храм и ежедневно просит: «Господи, сделай так, чтобы я выиграл в лотерею!» Неделя проходит, другая, третья. Тут Бог не выдерживает и говорит мужику: «Ты хоть билет лотерейный купи!» Хороший совет. Не зря придумали поговорку: на Бога надейся, но и сам не плошай. Нельзя сидеть сложа руки и уповать на волю Божью. Вы поедете в паломничество или командировку не «как Бог даст», а когда билет сами на вокзале купите, помиритесь с другом не «как Бог сподобит», а когда сами гордыню усмирите и попросите прощения. И так во всём.
Православие не резервация, не золотая клетка и не избранность, а возможность стать ещё более человеколюбивым, искренним, сочувствующим и просто не зря шагать по этой планете. Главное –эту возможность не упустить!