Тема – «Будьте как дети», личность – протоиерей Сергий Гордун, клирик Свято-Духова кафедрального собора, профессор Минской духовной академии. В один из апрельских дней это задание редактора прозвучало как гром среди ясного неба. Правда, неожиданно приятный, весенний. А ещё промыслительный. Не раз видя в соборе отца Сергия, ловила себя на мысли: «У такого священника хочется что-то спросить. Побыть, что ли, «в радиусе его доброты и простоты». Быть-то была, а вот спрашивать не приходилось. И здесь такая возможность! О чём говорить? Мысли побежали друг за другом, засуетились в надежде финишировать. Стоп! А зачем усложнять? Беседовать будем просто… о простоте. Хотя нет. О настоящей простоте так легко и не поговоришь.
– Отец Сергий, говорят: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Правда?
– Конечно. На это неоднократно обращал внимание Сам Господь Иисус Христос. Если внимательно читать Евангелие, мы найдём там такие замечательные слова: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Есть и такие слова Христа: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Таким, как дети, принадлежит Царство Небесное. Для детей характерна открытость, доверчивость, искренность. Они быстро забывают обиды. Смотришь, иногда родители наказывают ребёнка, а потом пожалеют, и он тут же прощает, так же искренне любит. И между собой у детей часто бывают конфликты: повздорили - а через десять минут уже помирились, ведут себя, как будто ничего и не было. Мы должны учиться у детей умению прощать.
– Однако и в простоте не все так просто…
– Христос говорит: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Это действительно непростая задача: сочетать в себе простоту и мудрость. Мудрость необходима. Без нее нельзя, и особенно людям с жизненным опытом, у которых просят совета, от которых ожидают мудрости. Мне кажется, для того чтобы сочетать простоту и мудрость, нужна честность. Вот дети не умеют сказать неправды. Потом уже каким-то образом учатся это делать, начинают хитрить, выгораживать себя, начинают бояться признать свою вину, ошибку, пытаются представить себя в выгодном свете, сказать неправду для каких-то своих целей. Для того чтобы во взрослом состоянии сохранить детскую чистоту, первое, чего нельзя, – позволять себе врать! Нельзя позволять себе лицемерить, нужно иметь мужество признать свои ошибки и вину, в том числе и перед детьми.
– Современные дети довольно капризны. Как Вам, отцу шестерых детей, удается научить своих чад простоте?
– А я бы и не сказал, что удается. Не всегда мои дети по отношению ко мне и друг к другу ведут себя так, как мне бы хотелось. Но я считаю, что самое первое и главное в отношениях с детьми – не подавать им плохого примера, стараться самому вести себя достойно в разных житейских ситуациях. Когда я был помоложе, мне часто не хватало терпения, иногда присутствовала излишняя горячность в общении с детьми. А ведь у них тоже нужно просить прощения. Дети это понимают и ценят. Простота и открытость всегда чувствуется в человеке, и она передаётся, когда общаешься с ним.
– Какие они, первые шаги к простоте?
– В педагогике есть такое понятие – «комплексный подход к воспитанию». Так вот, этот комплексный подход человек должен применять и к самому себе. Мы всю жизнь должны себя воспитывать. И если говорить в этом отношении о христианстве, то просто замечательное средство – Таинство Исповеди. За 27-летний опыт священнического служения мне, конечно, приходилось исповедовать многих людей. Есть люди разные по характеру, более открытые и более скрытные. Только знаете, что я заметил? На исповеди все люди открытые! В этот момент человек, осознавая, что стоит перед Богом, честен перед собой, поэтому полезно каждому стараться быть чаще таким, каков он на исповеди. Важно, чтобы не было двоедушия, лицемерия. Можно, конечно, промолчать в какой-то ситуации, но солгать нельзя, оклеветать недопустимо. Исповедь помогает духовному росту человека и ведет его к простоте.
Ещё одно важное средство в Церкви – чтение Житий святых. Неслучайно они составлялись, хранились столетиями, в Древней Руси были основным чтением назидательного характера. Как только пришло христианство на Русь, на втором месте после Священного Писания были богослужебные книги, на третьем – Жития святых. В них мы видим, какими могут быть реальные люди разного социального положения в различных условиях, чего могут достичь и как приблизиться к простоте.
– И у каких святых можно поучиться простоте?
– Есть такой святой угодник - святитель Никита, епископ Новгородский. Он был иноком Киево-Печерской лавры, стремился к христианскому совершенству, к подвигам аскетическим, был смиренным и доверчивым. Этим и решил воспользоваться сатана. Он явился в образе светлого ангела и сказал: «Никита, ты достиг уже такого совершенства, что тебе больше не надо молиться. Я буду стоять в углу и молиться за тебя, а ты занимайся чем-нибудь другим, более полезным». И Никита по своей простоте ему поверил. Поверил, но через некоторое время братья монастыря заметили в нём определённые перемены. Пришли и спрашивают: «В чём же дело? Что с тобой?» Другой бы сказал: «Да какое вам дело? Это моя личная жизнь и мои личные отношения с Богом». А он поделился начистоту, рассказал, как всё было. «Ты в состоянии прелести, обмана, прельщения. Совсем не тот тебе явился, кто ты думаешь, не тому научил», – дали духовный совет более опытные братья. И он опять в простоте и смирении принял обличения братьев, вновь вернулся к прежнему образу жизни – к смиренной молитве, покаянию.
Безусловно, важным средством стяжания простоты является Священное Писание и особенно Евангелие. Более простого Человека, если мы говорим о простоте как о достоинстве, чем Христос, не было. Он всегда был искренен, Он всегда и до конца был мужественным. Простота ведь связана и с мужеством. Иногда требуется очень большое мужество, чтобы в той или иной ситуации признать свои ошибки, сказать правду, когда она невыгодна для тебя, иногда это бывает и опасно. Самый главный пример во всём – Сам Господь.
– Отец Сергий, а Ваш путь к простоте…
– На моё духовное формирование повлияли родители. В чём именно? В самом главном. Практически вся их жизнь прошла в советское богоборческое время, но воспитаны они были в традиционном христианском духе. Они каждый день утром и вечером молились Богу дома. В советское время ходили в храм, повенчались в 56-м году, регулярно исповедовались и причащались. Тогда многие люди, воспитанные в христианской вере, боялись этого, не хотели открыто быть христианами. Сплошь и рядом были лицемерие и малодушие. У моих родителей этого не было. Ещё один человек, показавший пример простоты, – молодая женщина-врач. В советское время она работала в районной больнице и пела в церковном хоре.
– Не боялась.
– Да. Несмотря на то что у неё дома устраивали обыски. Вот такие были простые люди. Вспоминаю ещё одного прекрасного учителя, вместе с которым я работал в школе. Было это в селе Повитье Кобринского района Брестской области. Иван Александрович Дехтерук – учитель истории и до определенных событий директор школы. Сняли его из-за трёх событий. Первое случилось, когда вокруг храма шёл крёстный ход, и Иван Александрович оказался рядом. Кто-то потом донёс, что он остановился и снял шляпу. От учителя потребовали объяснений. Он сказал, что считает себя культурным человеком и поэтому так поступил. Второе «преступление» заключалось в том, что пионервожатая школы стала крёстной. Когда узнали об этом, от Ивана Александровича требовали женщину уволить. Отказался, не уволил: «У меня нет никаких претензий к ней по работе, а за то, что она была крёстной, я не имею права её наказывать. Это её неслужебная деятельность».
Ещё была одна старшеклассница из семьи баптистов. Родители пытались её воспитывать в христианском духе, но она, как говорится, отбилась от рук. Стала красть деньги, «гулять» с мужчинами. Родители пытались всячески остановить это. И она официально пожаловалась, что они её физически наказывают и принуждают ходить на молитвенные собрания. Был суд. Стоял вопрос о лишении родительских прав. Этот случай хотели представить как борьбу с сектантством, с религией. От школы нужна была положительная характеристика на эту девочку и отрицательная – на родителей. Директор отказался это сделать: «Я, к сожалению, девочку положительно охарактеризовать не могу. Напишу то, что есть: крадёт деньги, ведёт себя безнравственно. По отношению к родителям у меня претензий нет. Я знаю, что и на работе к ним нет претензий. Ни прогулов, ни нарушений трудовой дисциплины». За третье «преступление» Ивана Александровича сняли с должности директора, оставив работать учителем истории и обществоведения.
– А какой это был год?
– 81-й, 82-й год. В школе все знали – и учителя, и дети, – что я каждое воскресенье хожу в церковь. Все знали, но тем не менее мало кто решался спрашивать меня об этом. Тем, кто всё-таки спрашивал, я говорил: «Хожу, и не только теперь, когда работаю, но и когда учился в институте, и в школьные годы». Бывало, люди интересовались, есть ли у меня что почитать, и я приносил Библию в учительскую. В целом были доверительные отношения, но вскоре возникла острая ситуация. Новый директор школы начал опасаться взысканий за то, что в школе работает верующий учитель. Поехал он в район, рассказал начальству. «Вы скажите, какие принимать меры?» – вопрошал он. Готов был сделать всё что нужно. На совещании по долгу службы был и Иван Александрович. На следующий день он счёл нужным предупредить меня о таких действиях директора. Рисковал, но предупредил. Ему тогда было за 60. Он был человеком опытным, знал, чем рискует, но поступал по совести. Для меня в те годы он был большим примером. Достойные примеры вдохновляют, что особенно важно в молодом возрасте. Когда видишь их, укрепляешься в том, что нужно поступать по совести.
– К сожалению, не всем везёт повстречать таких людей.
– Мне хотелось бы верить, что у каждого из нас есть шанс заметить такие примеры. Просто надо быть внимательными. Незачем смотреть на тех людей, которые поступают недостойно, и осуждать их. Лучше обращать внимание на достойных людей с их мужественными поступками. И поддержать, поблагодарить...
– Бывает, чем больше стараешься, тем меньше получается. Вроде и предпринимаешь многое, но в итоге всё задуманное рассыпается. Всё гениальное просто, только вот это «просто» видится не всегда.
– Всему мы учимся. Для нас существуют заповеди, Закон Божий, примеры в образе Спасителя, Богородицы, святых, молитва, которая помогает укреплять силы и совесть. Когда не получается – в этом нужно каяться. Когда получается – благодарить Бога за то, что помог. Через борьбу духовную в человеке постепенно выкристаллизовывается личность.
– Некоторые люди любят повторять: «Не нужно усложнять жизнь».
– Согласен, что не нужно. Но она сама по себе сложная. И нельзя закрывать глаза на эти сложности, отгораживаться от них. Не зря Христос в Евангелии говорит: «Если вы послужите соблазном для кого-то, то лучше, чтобы вам повесили жерновный камень на шею и в море утопили, чем вы покажете дурной пример и кого-то соблазните». Если это так ответственно, нужно не снимать с себя этой ответственности. Ни за близких, ни за окружающих. Нужно помнить слова святого апостола Иоанна Богослова, что «весь мир во зле лежит», но мы должны противостоять этому злу.
– «В церковь не пойду, я там ничего не понимаю, там все сложно», – оправдывают себя многие. Как помочь им?
– В Церкви действительно всё сложно и глубоко, но вместе с тем всё просто. Это удивительным образом сочетается: простота и глубина. Как научиться понимать? А как мы начинаем понимать, что говорит папа и мама? Мы начинаем слушать. Вот и любому человеку я хочу сказать: ты приходи и просто будь внимателен. А в качестве пособия для понимания – сколько есть брошюр, книг, видео. Нужно усилие, терпение – придёт и понимание. Спросите тех, кто постоянно ходит в храм: они понимают, потому что прошло время.
– А как быть в отношении с Богом? Бывает, человек хочет прийти к Нему, а не получается.
– Главное, чтобы было это желание, а если оно есть, то человек должен задать себе вопрос: что мне мешает, какие на моём пути препятствия?
– И какие?
– Бывают у человека предрассудки. Я встречал таких людей: «Как вы верите в Бога? Нет, понятное дело, там плохому не учат, но наука ведь доказала, что Его нет». И для них это препятствие. Кто-то внушил человеку эту мысль, и он с ней живёт, ни в чем не сомневаясь. Но если человек поставит себе цель найти эти доказательства, то окажется, что их просто нет. Некоторые люди, к примеру, не понимают, зачем нужен пост, и поэтому не постятся. Но ведь ответ на этот вопрос есть. Кто-то считает пост непосильным. У меня самого был такой опыт в школьные годы. Мои родители соблюдали посты, но не полностью. Тем более они не заставляли строго поститься нас, детей. И я, естественно, знать не знал, какова продолжительность постов. И вот как-то в седьмом классе попала ко мне в руки одна атеистическая книга, из которой я узнал, что Великий пост длится семь недель. И в это время нельзя есть ни молока, ни мяса, ни яиц. Я уже знал, что в атеистических книгах часто пишут неправду. И в данном случае я был уверен, что атеисты нарочно это написали, чтобы людей запугать и отвернуть от Церкви. Мне казалось, три дня перед Рождеством попоститься – вот и рождественский пост. А неделя перед Пасхой – это предел! Когда я прочитал, что пост длится семь недель, то пришел, помню, домой и сказал маме: «Я прочитал в атеистической книжке, что перед Пасхой Великий пост семь недель». Мама говорит: «Да». – «И что, можно семь недель не есть ни молока, ни масла, ни мяса?!» – «Да». – «И что, есть такие люди, которые постятся?» – «Есть. Раньше все постились. Это теперь, в советское время, уже не постятся». – «Мама, скажите, какие люди в нашем селе постятся? Знаю, ли я их?» И мама стала мне называть тех людей, которые соблюдали все посты. Теперь-то я уже понимаю, что и для детей посильно соблюдение постов.
– Что делать, если пост стал формальностью?
– Всё, что формально, опасно. Но если человек заставил себя поститься, то он уже понимает, ради чего делает это. Бывает, что нет глубокого отношения к посту. К примеру, иногда приходится слышать от женщин, что, дескать, и для фигуры хорошо, и для души... Если человек замечает, что пост оказывается формальным, то и понимает, чего в нём недостает. Молитвы? Значит, молись усерднее. Чтения Евангелия? Значит, читай Евангелие. Человек должен понимать, в чём пост становится формальностью, и стараться восполнять это.
– А если есть ощущение, что исповедь неискренняя?
– Мне кажется, я не встречал на исповеди людей, которые были бы неискренними. Разве что приводят ребёнка семи-десяти лет, и он не очень хочет исповедоваться. Мама хочет, бабушка хочет, а ребёнок смущается. Побеседовать с ним уже дело священника. Что на исповеди требуется? Искреннее признание своей вины и просьба к Богу, чтобы Он простил. Исповедь взрослого человека не может быть неискренней, ведь его никто не заставляет туда идти. Если вдруг кому-то кажется, что он неискренен, – так будь искренним! Это естественное состояние, то, в котором человек, кстати, приближается к простоте.
Оставить комментарий